Развитие инициативности детей изобразительная деятельность. Презентация "развитие детской инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности"

которые питает источник творческой мысли.

В.А. Сухомлинский

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Согласно пункту 2.4 ФГОС ДО, образовательная программа дошкольного образования должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности .

По данным ученых (А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев), изобразительная деятельность в дошкольном возрасте является наиболее эффективной для развития инициативы и творческих способностей детей. Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе самого ребенка, выражает его интересы, склонности, а самое главное, способствует проявлению его способностей.

Развивать творческую способность и инициативность дошкольников нужно с раннего возраста, когда они самостоятельно берутся за карандаши и краски. Успешное развитие детского изобразительного творчества зависит от целого ряда условий. Главное из них – целенаправленное обучающее воздействие педагога, организующего деятельность детей, систематическое и последовательное развитие восприятия, представлений, на основе которых формируется воображение; обучение изобразительным умениям и навыкам; умение педагогов и родителей «читать» рисунки детей и их оценивать. Для развития детского творчества и овладения детьми изобразительной деятельностью нужно учитывать интересы детей, использовать разнообразные формы организации (индивидуальные и коллективные) и темы занятий. Очень важно создание доброжелательной обстановки на занятиях .

Занятия по рисованию, лепке и аппликации являются частью многогранной работы детского сада, поэтому изобразительная деятельность должна быть тесно связана со всеми сторонами образовательной (музыкальные занятия, знакомство с окружающим миром, игры, чтение книг и др.) и воспитательной деятельностью, в процессе которой дошкольники получают разнообразные знания и впечатления. Для изображения важно выбирать самые яркие явления из жизни дошкольников, чтобы предлагаемая тема была им знакома, вызывала интерес, положительный эмоциональный настрой, желание лепить, рисовать, вырезать или наклеивать.

Особое значение имеет взаимосвязь изобразительной деятельности с игровой. Эта взаимосвязь диктуется, с одной стороны, общностью, которая есть между двумя видами деятельности (отражение впечатлений окружающей жизни); с другой стороны – спецификой изобразительной деятельности, стремлением детей обыгрывать предметы и изображения (часто, нарисовав или вылепив предмет, дети начинают играть с ним). Исходя из этого положения, целесообразно использовать различные формы связи с игрой: предлагать дошкольникам создавать продукты творчества, которые затем могут быть использованы в игре, вводить в занятие игровые ситуации, игровые приемы обучения, предлагать дошкольникам отражать в своих работах образы детских игр .

На занятиях лучше не использовать образец воспитателя, так как дети не будут проявлять самостоятельность, а просто копируют с образца. Важно дать детям самостоятельно решать детали. Можно показать несколько приемов решения одной задачи, а дети должны проявить инициативу при выборе подходящей для своего решения темы. Особенно интересно и познавательно для детей любого возраста будет использование нетрадиционных материалов и техник. А для этого необходимо дать ребенку практические умения и навыки и еще предоставлять ему право проявлять самостоятельность, ведь они очень любят экспериментировать, создавать что-то новое и уникальное по-своему. И ни в каком случае нельзя критиковать работу ребенка.

Таким образом, чем разнообразнее будут условия, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться творческие способности детей. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества, т.е. состояние детей, когда разбужены их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. При этом каждый ребенок чувствует себя свободно, раскрепощено, комфортно.

Самостоятельность – одно из важнейших качеств лидера. Чтобы быть успешным в будущем, ребенку нужно помочь развить индивидуальность. Формирование самостоятельности и инициативности расширяет возможности познания и подготовки к школе. Данное пособие помогает выявить особенности развития самостоятельности в процессе освоения образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и инициативности, непосредственно связанной с проявлением любознательности, пытливости ума, мышления и т. д. Для педагогов ДОО, детей дошкольного возраста и их родителей.

Из серии: Библиотека воспитателя (Сфера)

* * *

компанией ЛитРес .

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности

Для творчества можно использовать все, что находится под рукой в комнате и даже на кухне, то, что можно найти на прогулке на улице. Поэтому нет смысла перечислять эти материалы.

Некоторые педагоги, говоря о творческом развитии детей, часто имеют в виду деятельность, связанную с лепкой, рисованием и аппликацией. Если вы думаете так же, попробуем разуверить вас в этом. Творчество – прежде всего оригинальность, стремление к познанию, креативность, неординарность, самостоятельность, нестандартное мышление. Научные эксперименты, кулинарные шоу, кукольная игра, театр, ролевые игры – все это творчество! Даже прогулка – творчество! Ведь сколько всего интересного вокруг: осенние листья клена – зеленые, желтые, багряные; деревья с причудливыми изгибами ветвей; а пни с их годичными кольцами? Все это маленькие радости вокруг нас, их нужно только видеть и научить детей замечать прекрасное.

Творческий подход к задачам любой образовательной области обеспечит их успешное решение. Исследования детских психологов и педагогов показывают, что дети, занимающиеся творчеством, выделяются оригинальностью мышления, любознательностью, интересуются инновациями, изобретениями, создают собственную базу творческих идей. Это признаки успешной и гармоничной личности. Творчество все чаще называют ключом к успеху.

Творчество – понятие очень емкое и универсальное и все-таки есть определения, отражающие суть этого понятия:

– деятельность, которая приводит к созданию нового;

– открытия, генерация идей, способность находить новые решения, отличные от уже существующих;

– умение самостоятельно, без страха быть непонятым, без шаблонов передать «движение собственной мысли»;

– победы и рекорды, оригинальность, что-то необыкновенное и неординарное!

Что несет в себе творческое развитие?

Постепенно, шаг за шагом творчество помогает развитию:

– воображения, фантазии, мелкой моторики (подготовка руки к письму, работа с тестом и пластилином);

– ловкости пальцев (умение держать ножницы (приложение 1), рвать бумагу для аппликации (приложение 2));

– лидерских качеств (умение сделать выбор, принять решение);

– уверенности в своих силах (приложение 3);

– гибкости ума, мышления и любознательности;

– умения обрабатывать полученную информацию и самостоятельно применять ее в деятельности;

– социально-коммуникативных качеств.

С чего начать?

Наверное, с создания творческой атмосферы. Не нужно прятать в шкафчики и складывать на полки то, что может пригодиться ребенку для творческого самовыражения. Наоборот, пусть все лежит в доступных и открытых местах: на столе, полу, подоконнике. Пусть будут доступны для детей листы бумаги, краски, мелки, крупа, кисточки, клей, карандаши…

Говоря о творческом развитии, надо заметить, что развитию самостоятельности и инициативности способствует применение нетрадиционных способов и материалов в творческой деятельности. Как показывает практика, необычные материалы и техники привлекают детей своей неординарностью и свободой, способствуют снятию стрессов и страхов, развивают уверенность («я смогу»), побуждают к поиску («мне интересно»), развивают воображение и любознательность («хочу знать»), развивают творческие способности, моторику («я сделал»). В общем, творчество – это интересно! А нетрадиционное творчество вдвойне привлекательно, потому что детям интересно все неизвестное.

Современные педагоги и родители часто используют для детей раннего и дошкольного возраста рисование в стиле Дж. Поллока. Отметим, что Поллок не стал использовать мольберт, а процесс рисования свел к самому простому приему. Его методика – рисование способом разбрызгивания краски на большом ватмане, холсте, использование песка или каких-нибудь других предметов.

Для детей можно использовать ненужные обои и даже белую ткань, например простыню. Суть: краска капает, разбрызгивается сверху (без касания кистью бумаги) или просто разбрызгивается по поверхности. Естественно, лучше делать это на улице. Пятна краски растекаются, создают причудливые узоры. Нужно заполнить (закапать) все полотно. Как говорят, картины Поллока были просто гигантскими!

Из воспоминаний фотографа Х. Намута: «Влажный забрызганный холст застилал весь пол… Стояла полная тишина… Поллок посмотрел на работу. Затем неожиданно поднял банку и кисть и начал передвигаться вокруг холста. Как будто он вдруг понял, что работа не завершена. Его движения, медленные в начале, постепенно становились быстрее и все более похожими на танец, он швырял черную, белую и ржавую краски на холст. Он совершенно забыл о том, что Ли и я присутствуем при этом, казалось, что он не слышит щелчков затвора объектива… Я снимал все это время, пока он увлеченно работал, возможно прошло полчаса. Все это время Поллок не останавливался. Как только у него хватало сил? После он сказал: “Вот и все”».

И этот стиль очень полюбился детям. Наверное потому, что было очень правильно кем-то замечено: это – живопись действия. Кстати, в этой манере писали Пабло Пикассо и Василий Кандинский.

Маленькие советы тем, кто «рискнет» рисовать с детьми методом Поллока

Во-первых, не забывайте, что подобные игры развивают моторику и творческие способности, умение владеть собственным телом (ведь можно рисовать не только руками).

Самый простой способ для рисования методом Поллока – накрыть используемую поверхность, например, клеенкой или пленкой, можно использовать старую ткань.

Вместо традиционной краски используйте водорастворимые и легкосмываемые краски для творчества.

Если есть возможность, лучше проводите подобные игры на улице.

Используйте фартуки или одежду, которую не жалко будет выбросить.

Нехитрая подготовка и восторг ребенка вам обеспечен!

Давайте попробуем найти необычное в обычном и обычное в необычном искусстве. Например, искусство эбру. В современном мире появилась новая техника рисования, очень похожая на абстракции, называемая «эбру». Это целое направление в искусстве. В технике эбру рисуют картины на воде, с переносом их на бумагу или ткань. Поэтому мир абстракций – первая ступенька для начинающих «эбристов».

Волшебный мир абстракций, или Просто эбру

«Что такое эбру?» -

Спросила мама у меня.

«Эбру? Это зебра», -

Придумала быстро я.

Мама удивилась

И сказала мне:

«Нет, дочурка, эбру -

Рисованье на воде!»

Удивилась теперь я:

«Рисовать на воде нельзя!

Как же зебру рисовать?

Где же краски такие взять?

И рисунок на воде, где?»

Загуститель, краски и бумага

Появились на столе.

Стала мама рисовать

Гребнем по воде.

И я кисточкой водила смело -

Получилась королева!

Ах, как было весело!

Шедевр на стену повесили!

Теперь могу сказать везде,

Что эбру – не зебра,

Это – рисование на воде!

Эбру… Какое мягкое, необычное, будоражещее воображение, слово. Совсем недавно мы не знали, что это такое. А сегодня даже малыши могут сказать, что эбру – это рисование специальными красками на воде. Некоторые дошкольники уже попробовали рисовать в этой технике в детских садах, детских центрах, а самые креативные и талантливые педагоги освоили технику традиционного турецкого изобразительного искусства живописи на воде с последующим переносом изображения на бумагу или ткань. Интересно, что специальные краски не растворяются в воде, а растекаются по ее поверхности, не смешиваясь между собой. Краски как бы накладываются одна на другую, образуя причудливые формы.

Рисовать на воде совсем не сложно. Правда, чтобы добиться сюжетного рисунка, нужно долго учиться. А вот получить разноцветную абстракцию и даже причудливые пейзажи, подобие цветов, животных под силу всем.

Эбру – рисование уникальное. «Танцующими красками» рисовать могут дети даже от 3 лет. Это позитивный заряд, положительные эмоции и масса приятных впечатлений!

Искусство рисования на воде дает возможность детям окунуться в интересный мир творчества. И не получиться рисунок не может. Все смогут нарисовать оригинальную и интересную картину.

Искусство эбру безгранично и неповторимо. Невозможно нарисовать два одинаковых рисунка. Сочетание красок могут меняться каждую секунду.

Самое интересное, что мастера эбру используют специальные словосочетания, характеризующие движения красок, которые они применяют при рисовании: облака и ветер, фейерверк, шаль соловья и др. Правда, красивые слова и словосочетания? Так и хочется взять в руки кисточку, краски, налить воду в лоток и рисовать… Но, торопиться нельзя. Нужно подготовиться.

Чтобы сделать рисунок в технике эбру, нужно купить набор специальных красок, загуститель для воды, лоток, в который будет наливаться «волшебная вода». Чтобы ее приготовить нужно растворить загуститель в воде, следуя инструкции, немного подождать, налить ее в специальный лоток и можно приступать к творчеству. Загуститель можно приготовить, растворив 3 ч. л. в 1 л теплой воды или купить уже готовый раствор. А чтобы порошок загустителя растворился полностью, нужно оставить его на 10–12 ч. Раствор похож на белый кисель без запаха. Вообще, как пишут производители, краски и загустители для эбру не токсичны и совершенно безопасны. Готовый раствор при температуре от 4 до 10 °C можно хранить 2 месяца.

Рисуют на воде при помощи различных инструментов (рис. 1–4).

Что нужно? Гребни, шилья, кисти. Можно использовать зубочистки, шпажки, кисточки и даже пластмассовую вилочку. Лоток можно заменить на контейнер или пластмассовую тарелочку.

Начинаем творить!

Как делать?

На основу – «волшебную воду» – наносим несколько капель краски и формируем рисунок при помощи инструментов. Несколько слоев разноцветной краски образуют интересный фон. Можно пользоваться методом набрызга при помощи кисточки. Как только вы понимаете, что достигли какого-то результата и насладились переливом красок, берете листок акварельной бумаги и осторожно кладете на воду (рис. 5). Через несколько секунд поднимаете его за уголок, кладете на ровную поверхность стола, любуетесь шедевром и ждете полного высыхания (рис. 6).


Рис. 1


Рис. 2


Рис. 3


Рис. 4


Рис. 5


Рис. 6


Какие сложности при рисовании эбру могут возникнуть с дошкольниками?

Необходимо рассказать, что такое поверхность воды. Провести эксперимент с водой. Рассказать, какие предметы в воде тонут, какие плавают. Почему это происходит. Рассказать о свойствах воды.

«Волшебную воду» приготовить вместе с детьми, чтобы они понимали, что налили в лоток для рисования не простую воду, а растворили в ней специальный загуститель. Вода стала как желе. Она же не простая, а волшебная!

Дать детям возможность потренироваться перед процессом рисования эбру, попробовать порисовать кисточкой на поверхности простой воды. Научить детей не топить кисточку, а нежно водить ею по поверхности.

Приготовить влажные салфетки на тот случай, если кто-то испачкает руки.

А самое интересное начинается уже после того, когда высохнут листы. Абстракция превращается в разноцветные капли, которыми можно украсить интерьер комнаты. Шедевры эбру можно превратить в необычный эбру-зоопарк, космические дали, причудливый аквариум с рыбками…

Каждый рисунок эбру – маленькая игра, чудесный мир фантазии и воображения, неповторимый и волшебный, который дарит детям радость и положительные эмоции, изумление и удивление, ведь ребенок видит результат и с удовольствием признает себя мастером. Самое замечательное в рисовании на воде – развитие воображения. Мотивы, получившиеся в результате смешивания красок после высыхания, можно дорисовать.

Тандем опытно-экспериментальной деятельности (в данном случае – опыты с водой) и детского дизайна (эбру) является решением одной из проблем формирования интегративных качеств дошкольников. Дизайн-технология эбру в сочетании с опытами и экспериментами (с водой) задействует несколько типов деятельности дошкольников: проектную, изобретательскую, художественно-конструктивную и др.

Детский дизайн в форме рисования на воде – доступное, интересное и необычное средство творческого развития, новый вид деятельности в дошкольном развитии, и его внедрение в дошкольное образование диктует сама жизнь.

Современное дошкольное образование стремится к формированию дизайн-культуры, что помогает каждому ребенку, независимо от возраста раскрыть творческий потенциал, развить нестандартное мышление, пространственное воображение, творческие способности. Слово «дизайн» определяется как «замысел, задумка», но картины в технике эбру предсказать невозможно. Каждая картина индивидуальна и неповторима. А при непосредственной помощи педагогов простая абстракция превращается в детскую выставку. Маленькие авторы гордятся своими картинами, ведь, работая в технике эбру, они делают множество открытий и видят продукт – свою неповторимую картину!

А вот такое «эбру-дерево» выросло у детей, занимающихся в студии раннего и дошкольного развития у педагога ШРР «Азбука» Ю. Лобовиковой (рис. 7).


Рис. 7


Ведущий педагог ШРР «Азбука» И. В. Агапова путешествовала с детьми по странам, где живут вот такие фантастические «эбру-птицы» (рис. 8). А еще дети делали опыты с водой и узнали много нового о ней.


Рис. 8


В «эбру-зоопарке» у педагога ШРР «Азбука» О. Ю. Новичковой побывали малыши и их родители.

Необычный «эбру-аквариум» педагога по изодеятельности Школы раннего развития «Азбука» С. Н. Басовой и ее воспитанников долго радовал детей и их родителей в Красногорске.

Опытно-экспериментальная деятельность с дошкольниками

Мастер-класс «Эбру» и свойства воды

Представленный материал поможет уточнить и закрепить знания детей о свойствах воды, научить использовать картинки-схемы или модели при обобщении результатов опытов, развить мыслительную активность, умение выдвигать гипотезы и самостоятельно делать выводы.

Цель: привитие интереса к исследовательской деятельности, ознакомление с искусством эбру через нетрадиционные техники творчества.

Задачи:

– развивать познавательный интерес через опытно-экспериментальную деятельность, учить работать с картинками-схемами;

– уметь работать в парах, делать вместе вывод;

– повторить правила безопасности при проведении опытов;

– развивать самостоятельность, умение договариваться.

Предварительная работа: разучивание стихотворений, чтение сказок о воде, беседы о пользе воды.

Активизация словаря: лаборатория, прозрачный, форма, отражение, бесцветная, эбру, загуститель.

Педагог. Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Кто может сказать, что такое лаборатория?

Дети. Это место, где ученые проводят опыты.

Педагог. Давайте сегодня превратимся ученых и будем проводить опыты. У меня есть волшебная палочка (сегодня все волшебное), которая и превратит вас в ученых.

Раз, два, повернись,

В ученого превратись!

Дети надевают шапочки ученых.

Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. За лабораторные столы нужно сесть по двое. Выбирайте себе места.

На столах стоят предметы, накрытые салфеткой.

Вы готовы? А теперь снимите салфетки и посмотрите, что же стоит у вас на столе?

Дети перечисляют.

Предметы на столе есть, а с чем же мы будем проводить опыты? Как вы думаете? Попробуйте отгадать загадку.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без… (воды).

Правильно.

На доску вывешиваются схемы или картинки «Вода течет, разливается».

Дети. Вода.

Педагог. Она что делает?

Дети. Льется, растекается.

Педагог. Сегодня мы будем продолжать опыты с водой. Давайте вспомним правила безопасности в лаборатории: аккуратно пользоваться емкостью с водой. Если что-то разлил – вытри салфеткой. Поддерживай порядок на столе. Когда работаешь в паре, не перебивай соседа. Умей слушать. Помогайте друг другу, советуйтесь.


Опыт 1. Вода жидкая, может течь

Педагог. Перелейте воду из одной емкости в другую. Вода льется? Почему?

Вывод: вода жидкая, она льется, течет.


Опыт 2. Вода не имеет формы

У детей посуда разной формы.

Педагог. Ребята, кто знает, какой формы мяч?

Дети. Круглой.

Педагог. А кубик?

Дети. Квадратной.

Педагог. А вода какой формы?

Дети отвечают.

Давайте это проверим и сделаем вывод, какой формы вода.

Дети рассматривают и сравнивают емкости разной формы.

Сравните форму воды в своем стакане с формой водой у соседа.

Если перелить воду в разную посуду, вода примет ее форму.

Педагог показывает это.

Что вы можете сказать о форме воды?

Выводы. Вода – это жидкость. Ее можно наливать в посуду разной формы. Вода принимает форму емкости, в которую она налита. Это значит, что вода не имеет формы.


Опыт 3. Вода – растворитель

Педагог. Возьмите ложечку и очень осторожно насыпьте в один стакан с водой соль (или сахар), а в другой – столько же глины (или измельченного мела). Помешайте воду.

Что вы заметили? Какой вывод можно сделать?

Вода растворила соль (сахар), а мел (глина) осели на дно. Это значит, что вода – растворитель. Но, как мы увидели, не все вещества в ней растворяются.

Дети бросают в воду монетки, бумажки. Делают вывод.

Вывод. Вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются.


Опыт 4. У воды нет запаха

Педагог. Скажите, когда мы можем почувствовать запах?

Дети. Когда бабушка печет пирог, мама пользуется духами, идет дым, ароматно пахнут цветы.

Педагог. Понюхайте воду. Она чем-то пахнет? Есть ли у нее запах?

Педагог просит кого-то из детей помочь ей выжать апельсиновый сок в стакан с водой.

А теперь понюхайте воду.

Вывод. Вода не имеет запаха, но она может менять запах.


Опыт 5. Отражение в воде

Педагог. Что такое отражение? Где его можно увидеть?

Дети. В зеркале, оконном стекле, окне машины.

Педагог. Вы знаете, что в старину, очень давно, когда не было зеркал и стекол, люди смотрели на себя, наклонившись над ведром или бочкой с водой. Кто знает почему?

Вывод. Предметы отражаются в воде.


Опыт 6. У воды нет вкуса

Педагог. Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Соль какая? А лимон?

Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать ее соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде, значит, вода не имеет вкуса.

Растворим в воде сахар (лимонный сок), попробуем воду? Какой стала вода?

Вывод. Вода не имеет вкуса, но может менять его.


Опыт 7. Вода прозрачная

Педагог. Ребята, что значит прозрачный? Попробуйте найти вокруг себя прозрачный предмет.

Докажите, что вода, стоящая перед вами в стакане, прозрачная. Не знаете как? Перед вами два стакана: с водой и молоком, пуговицы (камешки, монетки). Молоко какое?

Дети. Белое.

Педагог. Положите в оба стакана камешки. В каком стакане они видны, а в каком нет?

Можно в оба стакана положить трубочки или чайные ложки.

Как вы думаете, почему в стакане с молоком камешек не виден, а в стакане с водой виден?

Значит, вода прозрачная. А когда она бывает мутная?

Вывод. Вода прозрачная, поэтому сквозь нее видны разные предметы. Молоко непрозрачное, оно белое, мутное, поэтому сквозь него предметы не видны.

Какого цвета вода?

Дети. Бесцветная.

Педагог. Как вы узнали?

Дети. В результате опыта.

Педагог. Я приготовила для вас разноцветные полоски. С их помощью тоже можно определить цвет воды.

Дети берут полоски и прикладывают к стакану с водой. Сравнивают.

Мы можем сказать, что вода красная? Синяя? Желтая? Белая? Почему?

Дети. Цвет воды не совпадает с цветом полосок.

Педагог. Так какого же цвета вода?

Вывод. Вода бесцветна.


Опыт 8. Цветная вода

Педагог. Вода бесцветна, но посмотрите, я вам показываю воду зеленую, фиолетовую. Как я это сделала? Какого цвета вода у вас в стаканчике?

Дети. Прозрачная.

Вывод. Цвет воды зависит от того, какую краску добавили в воду.

Вода легко окрашивается в любой цвет. Скажите, а можно что-либо нарисовать на воде красками? Попробуйте? Не получается? Почему?

Дети. Краски растворяются.

Педагог. Но оказывается, что рисовать на воде можно. Правда, эта водичка чуть-чуть волшебная. Посмотрите, какие красивые картины можно рисовать на воде и переносить рисунок на бумагу. Это древнее искусство называется эбру. Попробуем?

Дети рисуют в технике эбру.

Ребята, сегодня мы узнали о свойствах воды. Чтобы закрепить наши знания, повторим и заполним клип-карту «Свойства воды».

Что запомнилось вам больше всего?

Дети отвечают.

Молодцы, благодарю вас за работу. У вас все получилось.

А подумайте, пожалуйста, что будет с водой, если ее поставить на сильный мороз или в холодильник? Что будет со льдом, если его поставить на плиту?

О том, какая бывает вода, мы поговорим на следующем занятии.

Изучаем физику играя

Что такое неваляшка? Почему так называется кукла, которую мы сегодня будем изготавливать из воздушных шариков (рис. 9)? Почему ее называют ванька-встанька?

Вот упрямый человек!

Не заставишь лечь вовек!

Он совсем не хочет спать,

Положу – встает опять

И стоит, качается.

Как он называется?

(Ванька-встанька.)


Рис. 9


Игрушка-неваляшка появилась в России и радует до сих пор множество поколений детей. Но говорят, что прообразом нашей неваляшки были японские куклы – Дарума, которые появились в VI в. до н. э. Японцы до сих пор верят, что эта деревянная (или из папье-маше) кукла округлой формой без рук и ног наделена силой исполнения желаний и способна приумножить благосостояние. Интересно, что японские неваляшки продаются с незакрашенными зрачками глаз. Почему же? Тот, кому дарилась кукла, загадывал желание и закрашивал один глаз. Когда желание исполнялось, закрашивал другой глаз. Так японская неваляшка постепенно «открывала глаза». Но если желание не исполнялось долго, кукла уничтожалась в Новый год.

Неваляшка в России появилась очень давно, некоторые источники говорят, что более 200 лет назад. Делали кукол из дерева, расписывали красками и называли «кувыркан». Обычно неваляшка передавалась из поколения в поколения, ведь с ней связывали непоколебимость, несгибаемость духа.

В Америке тоже есть неваляшка, которая называется Bob of toy.

Давайте предположим, что игрушку-неваляшку нельзя положить горизонтально потому, что внутри нее находится какой-то тяжелый предмет, который не позволяет ей «спать». Проделаем опыт с яйцом.

Что нужно? Сырое яйцо (можно заменить контейнером от киндер-сюрприза), восковая свеча (можно заменить песком, крупой, песком с тяжелым камнем).

Как делать?

Действуют взрослые. Дети только наблюдают, так как опыт небезопасен.

Возьмем яйцо, сделаем отверстие иглой и извлечем его содержимое. У нас останется пустое яйцо.

Расплавим свечу в микроволновой печи и зальем расплавленный воск в отверстие яйца наполовину. Яйцо нужно установить ровно и подождать, пока воск застынет. Попробуем положить яйцо набок. Не получается? Не хочет спать? Встает? Значит, неваляшка получилась!

Теперь можно сделать зайчика-неваляшку, курочку-неваляшку, котика-неваляшку, раскрасив яйцо красками.

Ответим на вопрос, почему же мы не можем неваляшку положить? Застывший воск внутри яйца служит грузиком, который не дает яйцу принять горизонтальное положение. Экспериментальным путем мы доказали, что неваляшку нельзя положить за счет имеющегося внутри груза.

Фрагмент экспериментально-творческого игрового сеанса «Игрушка неваляшка»

Задачи:

– ознакомить детей с историей происхождения неваляшки;

– учить их самостоятельно выдвигать гипотезы и проводить исследования, делать выводы;

– пополнять словарный запас новыми словами;

– научить делать неваляшку из воздушных шаров;

– развивать познавательные процессы;

– познакомить со стихами и загадками про неваляшку;

– учить проводить самостоятельные исследования.

Оборудование: разные игрушки, закрытые тканью, скорлупки от яиц, клей, пластилин.

Педагог рассказывает детям о том, что они сегодня пойдут в гости к игрушке. Предлагает отгадать к какой. Дети называют игрушки. Но про неваляшку не говорят. Тогда педагог загадывает загадку.

Педагог

Вот упрямая игрушка,

Не уложишь на подушку.

Она совсем не хочет спать,

Положу – встает опять!

Стоит и качается,

Как называется?

Дети отвечают.

Правильно, это неваляшка. Посмотрите, сколько на столе игрушек, но они все закрыты тканью. А вы сможете отгадать, где здесь неваляшка, не поднимая ткани? Как отгадали?

Дети описывают игрушку. Хором повторяют, как зовут эту куклу. Педагог просит показать, как звенит и качается неваляшка.

Педагог берет в руку куклу и здоровается с ребятами. От имени неваляшки рассказывает историю ее появления.

Куклы-кругляшки, красные рубашки! Хотят куклы погулять, приглашают всех ребят.

Проводится музыкальная игра с неваляшкой.

А как вы думаете, почему неваляшки не любят спать? Их нельзя положить.

Дети отвечают.

А может потому, что в внутри неваляшки лежит что-то тяжелое? Проверим?

Проводится опыт с яйцом. Педагог предварительно разбивает яйцо на две части. Желток и белок не нужен. Промывает половинки яиц, сушит, дает детям. Дети капают на дно скорлупы немного клея и приклеивают кусочек пластилина. Осторожно склеивают половинки яйца клеем или скотчем. Проверяют, стоит ли яйцо? Можно ли его положить на бок?

Сделаем неваляшку из воздушных шариков.

Конец ознакомительного фрагмента.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества. Часть 3 (Н. А. Модель, 2016) предоставлен нашим книжным партнёром -

Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что же такое инициатива? Инициатива - (от. франц. initiative, от лат. initium - начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей. Что это значит - инициативный ребенок дошкольного возраста? Такое качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребенок самостоятельно делает выбор тематики игровой деятельности, ставит и решает игровые проблемные ситуации.

В ФГОС ДО отмечается необходимость создания условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместного взаимодействия и их участников. Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.

Выделяют четыре сферы инициативы:

  • коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи) ;
  • творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление) ;
  • инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи) ;
  • познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения) .

Какие же направления и способы поддержки детской инициативы можно порекомендовать педагогам?

  • уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
  • выбор оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием) ;
  • поощрение (в процессе деятельности: активности, творческого) , похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого) ;
  • обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес ребенка;
  • положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата) ;
  • проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка;
  • косвенная (недирективная) помощь (подсказать желаемое действие, направить и т. д.) ;
  • личностный пример воспитателя (использование грамотной правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т. д.) ;
  • отсутствие запрета (на выбор партнера для действия, игры, роли и т. д.) ;
  • предложение альтернативы (другого способа, варианта действия) ;
  • создание и своевременное изменение предметно-пространственной развивающей среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей (лабораторное оборудование, материалы, атрибуты, инвентарь для различных видов деятельности, к которым обеспечен беспрепятственный доступ и т. д.) ;
  • обеспечение (выбора различных форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой; сменности игрового материала, художественных произведений (книги, картины, аудио- и видеозаписи) , музыкальных и спортивных атрибутов).
  • отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;
  • предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
  • не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
  • формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;
  • поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
  • устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;
  • проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки и поторапливания детей;
  • обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
  • поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.
  • создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
  • поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу) ;
  • привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу, обсуждать совместные проекты.

Организуя свою образовательную работу в этом направлении я придерживаюсь следующих принципов:

  • Вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.
  • Деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.
  • Креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.

Чтобы дети верили в свои силы, развивались и экспериментировали, педагоги должны поощрять инициативу, поэтому в своей практике я применяю различные приемы и методы: продуктивные виды деятельности, совместная исследовательская деятельность взрослого и детей, опыты и экспериментирования, интегрированные познавательные занятия, наблюдение и труд в уголке природы, ритуал планирования самостоятельной деятельности, совместная деятельность взрослого и детей, организация проектной деятельности, самостоятельная деятельность детей, групповой сбор; а также, такие приемы, как алгоритмы, моделирование ситуаций, индивидуально-личностное общение с ребенком.

Активно использую:

1. Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация)

В процессе продуктивной деятельности у детей формируются такие качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, умение проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе изобразительных материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. которые являются основными компонентами творческой деятельности. Помогаю ребенку «оформить» его работу в конечный продукт, например, сделать рамку для рисунков, выставку, повесить на стену грамоты, создать альбом достижений и т.д. Для развития детской самостоятельной изобразительной деятельности мною собрана тематическая подборка схем для рисования и лепки, конструирования из различных видов строительного материала, схемы мозаик и головоломок.

2. Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель создает для детей разнообразную предметно – пространственную развивающую среду в группе, которая должна обеспечивать каждому ребенку познавательную активность, должна соответствовать разнообразным интересам детей и иметь развивающий характер. Также детям предоставляется возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками.

3) Групповой сбор

Эта часть ежедневного распорядка, которая проводится в определенное время, в специально оборудованном месте, где дети самостоятельно планируют и осуществляют выбор деятельности на основе собственных интересов и потребностей в различных центрах.

4) Трудовая деятельность

В своей практике я создаю такие условия для трудовой деятельности, где старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда.

5) Метод «проектов»

В своей работе со старшими дошкольниками я использую технологию проектной деятельности, которая, по-моему, также актуальна для развития инициативы и самостоятельности у детей, формирования умения делать выбор. Здесь важно быть партнером, помощником детей. “Метод проектов” способствует пониманию детьми необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на чужие идеи, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения.

6) Ритуал планирования самостоятельной деятельности

Во время этого ритуала дети садятся и зарисовывают символами, а некоторые уже пишут, чем бы они хотели заниматься во второй половине дня. Затем, дети свои планы вывешивают на доску и проговаривают, чем они будут заниматься.

7) Проблемное обучение

При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, где у него происходит формирование подвижности и вариативности мышления, активизация мыслительной деятельности.

Во время проведения таких форм работы с детьми необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие, самостоятельно включались в игровые ситуации и инициировали их, творчески развивая игровой сюжет, используя знания, полученные из разных источников. Надо тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не давать готовые инструкции, а оказывать недирективную помощь в самостоятельной игре детей, стимулировать их активность в разных видах деятельности.

ФГОС ДО отмечает, что воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Поэтому я тесно организую свою работу с родителями воспитанников: строится она на основе сотрудничества. Организуемая работа с семьей позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно) , нацеливает родителей на необходимость поддержания в ребенке самостоятельности, инициативности, любознательности. Родители вместе с детьми с увлечением изготавливают книжки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии, участвуют в проектной и продуктивной деятельности. Презентуя продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.) взрослые поддерживают чувство гордости ребенка за свой труд и удовлетворение его своими результатами.

Детская инициатива выражается тогда, когда ребенок становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.

В результате правильно построенной работе с детьми, можно заметить, что дети становятся более самостоятельными и инициативными, у них повышается уровень самоконтроля, оценка детьми своих возможностей становится более объективной, дети самостоятельно осваивают материал, используя при этом разнообразные средства, могут анализировать информацию, самостоятельно делать выводы. Дети умеют ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

Исходя из выше сказанного, можно признать, что самостоятельность, инициативность ребёнка необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.

В заключении хотелось бы всем напомнить, что «если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином» .

Библиографический список:

  1. Алиева Т., Урадовских Г. Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9.
  2. Большой Энциклопедический словарь. 2000г.
  3. Бабаева Т.И. «Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе» СПб.
  4. Кожевникова Л.М. Карта детских инициатив / Л.М. Кожевникова – М.: Академия, 2009
  5. Короткова Н.А. Пути гибкого проектирования образовательного процесса / Н.А. Короткова – М.: Академия, 2008.
  6. Нищева Н.А. Воспитываем дошкольников самостоятельными / Н.А. Нищева // Сборник статей СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
  7. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной/ - М.: Центр педагогического образования, 2008г.
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Развитие инициативы у детей раннего возраста в изобразительной деятельности.

Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования, который вступил в силу 1 января 2014 г, одним из принципов ДО является принцип поддержки детской инициативы в различных видах деятельности, а так же условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают поддержку индивидуальности и инициативы детей через: --создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; -создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; -не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, изобразительной, исследовательской, познавательной) . Слайд №2

Развитие детской инициативы одна из актуальных тем на сегодняшний день. Несмотря на то, что дети у нас раннего возраста, маленькие, многое у них ещё не получается и они очень любят рисовать, с интересом и большим желанием часто в свободной деятельности просят предоставить им такую возможность. Слайд №3

Мы стараемся поощрять эту инициативу, помогаем организовать рабочее место : навести краски и использовать гуашь. 1 Одно из условий развёртывания детьми самостоятельной деятельности - оснащение группы нужным оборудованием. Все средства и материалы для изодеятельности находятся в легко доступном месте. Слайд №4 Мелкая моторика руки детей ещё не совсем развита, тренируем конечно, поэтому красками проще и легче создать что-то знакомое, близкое. Особенно когда мы используем -традиционные способы рисования. Слайд №5; -нетрадиционные способы рисования: пальчиками, ладошками, тычками, штампами, ватными палочками и др. Слайд №6;

В свободной деятельности закрепляем ранее полученные знания и умения во время НОД. Для детей важен не только конечный результат, но и сам процесс рисования, им интересно как растворяется в воде гуашь, как набирается краска на кисть, как кисточка оставляет свой след на бумаге и т.д. 1111 Первоначальные ростки творчества появляются у детей на НОД (непрерывно-образовательной деятельности ) , если для этого созданы необходимые условия. Очень важно доверять ребенку те задания, которые ему по силам и которые он в своем раннем возрасте выполняет охотно.

Развитие детской инициативы и самостоятельности особенно эффективно происходит при решении задач образовательной области «художественно – эстетическое развитие» . В своей работе мы используем парциальную авторскую программу И. А. Лыковой «Цветные ладошки» , целью которой является формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности посредством использования нетрадиционных техник рисования. Слайд №7; Задачи программы «Цветные ладошки» создают условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами, а так же воспитание художественного вкуса и чувства гармонии. А также используем традиционные способы изображения Комаровой Т.С.

С помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности, поэтому целесообразно организовывать работу с детьми с применением нетрадиционных способов.

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения , творчества, самостоятельности, инициативы , проявлению индивидуальности. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. А главное то, что нетрадиционная техника играет важную роль в общем психологическом развитии ребенка .

Для того чтобы завлечь ребенка обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, желание помочь. Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность .

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам изобразительной деятельности и , дать понятие о разных техниках изображения . Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение , дает полную свободу для самовыражения.

Малыши воспринимают изодеятельность, как новый , необычный и интересный опыт.

Маленького ребёнка поначалу мало интересует результат, ему интересен сам процесс. Тем не менее, даже такой карапуз уже способен по-своему оценить прекрасное и готов создавать собственное произведение искусства.

С детьми младшего возраста мы начинали свою работу с рисования пальчиками и ладошками . Слайд № 8. Это очень увлекательное занятие. Дети с удовольствием начинают пальчиками исследовать новый для себя материал – гуашь, создают красочные работы. Начинает развиваться воображение детей .

Так для детей раннего возраста подходит пальцевая живопись.

Терапевтический эффект пальцевой живописи наблюдается не только в момент создания, но и в последующем, являясь мощной позитивной доминантой. Как заверяют психологи, у ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли , воображения. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти, зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей). Одни из первых наших работ рисование пальчиками были «Цветочки летом» , «Разноцветная осень» , «Снег идёт».

Рисование ладошкой вызывает не менее яркие эмоции у детей, так с помощью волшебных ладоней были созданы следующие работы «Слоник летом» , «Птичка плавает». Слайд № 9. Обычные «отпечатанные » ладошки, путём дорисовки каких-то мелких деталей, превращаются в животных, птиц и другое. Познакомили с самой простой техникой: рисование ватными палочками , печать штампами из картофеля. Таким образом, создаются целые картины. Нетрадиционные техники предоставляют возможность достаточно простыми способами получить красивый, необычный результат, огромная возможность для детей думать , пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, даёт больше шансов для самовыражения, и развивают мелкую моторику, воображение, память, это способы создания нового, оригинального .

Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.

Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка. Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.

Существует несколько приемов рисования в технике пальцевой живописи: рисование пальчиком возможно на песке, манке, одни из первых наших работ рисование пальчиком на манке «Солнце улыбается» Слайд№ 10.

С удивлением и восторгом дети воспринимают такую технику, как проступающий рисунок.

Раскрывать изобразительные возможности тех или иных материалов, их многообразие и варианты комбинирования следует постепенно, но так, чтобы у ребенка по возможности возникало ощущение встречи с чудом. Это повышает интерес ребят к процессу изобразительной деятельности и его результатам . Одна из таких работ «Дождь» Слайд № 10.

Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель - ознакомиться со свойствами и особенностями материалов.

В свободной деятельности дети чаще всего используют смешанную технику рисования. Слайд № 11.

Рисование ватными палочками Слайд № 12.

Формируя у детей умение , самостоятельно работать, творить, думать, фантазировать мы способствуем тому, что жизнь ребёнка становится более интересной, содержательной, насыщенной. Очень хочется, чтобы наши дети смотрели и видели мир глазами творца и созидателя.

Нетрадиционный способ рисования: печать штампами картофеля , моркови детям очень любопытно и интересно создавать новую картину Слайд № 13.

Таким образом, поддержка детской инициативы в изобразительной деятельности способствует формированию социально – нормативной возрастной характеристики в разных видах деятельности, который во и ФГОС ДО представлен как целевой ориентир. Слайд № 14.

А правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детских инициатив. Слайд № 15.


Презентация: Развитие познавательной инициативы детей раннего возраста в изобразительной деятельности 

Развитие детской инициативы одна из актуальных тем на сегодняшний день, а поскольку у детей очень развит интерес познать что-то новое мы решили посмотреть как можно развивать инициативу у детей в раннего возраста в изобразительной деятельности.

Одно из условий развёртывания детьми самостоятельной деятельности - оснащение групп нужным оборудованием и пособиями, удобное их расположение

В уголке творчества мы собрали различные средства художественной деятельности и материалы, в том числе и нетрадиционные:

*широко представлены изобразительные и пластические материалы знакомые детям;

*бумага разного цвета, формата, фактуры;

*аппликативный материал (клей, ножницы, линейки и т. д.);

*трафареты, силуэты;

* дидактический материал, образцы, схемы и т. д.

Первоначальные ростки творчества появляются у детей на занятиях, если для этого созданы необходимые условия. Очень важно доверять ребенку те задания, которые ему по силам и которые он в своем раннем возрасте выполняет охотно.

С помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности, поэтому целесообразно организовывать работу с детьми с применением нетрадиционных способов.

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. А главное то, что нетрадиционная техника играет важную роль в общем психологическом развитии ребенка.

Для того чтобы завлечь ребенка обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, желание помочь. Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам изобразительной деятельности и, дать понятие о разных техниках изображения. Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Малыши воспринимают занятия изодеятельностью как новый, необычный и интересный опыт.

Маленького ребёнка поначалу мало интересует результат, ему интересен сам процесс. Тем не менее, даже такой карапуз уже способен по-своему оценить прекрасное и готов создавать собственное произведение искусства.

Так для детей раннего возраста подходит пальцевая живопись.

Терапевтический эффект пальцевой живописи наблюдается не только в момент создания, но и в последующем, являясь мощной позитивной доминантой. Как заверяют психологи, у ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли, воображения. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти, зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей.

Существует несколько приемов рисования в технике пальцевой живописи: рисование, пальчиком возможно на песке, манке, пальчиковыми красками одни из первых наших работ были «Цветы на окне», «Листопад».

Рисование ладошкой вызываем не менее яркие эмоции у детей, так с помощью волшебных ладоней были созданы следующие работы «Аквариум», «Золотой петушок», «До свидания лето»

С удивлением и восторгом дети воспринимают такую технику, как проступающий рисунок. Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель - ознакомиться со свойствами и особенностями материалов.

Раскрывать изобразительные возможности тех или иных материалов, их многообразие и варианты комбинирования следует постепенно, но так, чтобы у ребенка по возможности возникало ощущение встречи с чудом. Это повышает интерес ребят к процессу изобразительной деятельности и его результатам. Одна из таких работ «Природные явления»

Рисования штампами, нравится всем без исключения детям и даже взрослым.

Рисуя этим способом, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется ИНТЕРЕС, а вместе с тем и ЖЕЛАНИЕ рисовать

Рисование штампами способствует развитию у детей:

Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

Внимания и усидчивости;

Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

Ватными палочками «Любимая игрушка»

Яблоками «Компот»

Фигурными штампами «Бусы для мамы»

Поролоновыми штампами «Цветок желаний»

Аппликация из песка из цветного песка Работать с песком одно удовольствие, а готовые картины получаются просто шикарными. Детям любого возраста нравится возиться с песком: сыпать его, выбирать цвета, разравнивать, а главное стряхивать. развивать чувство цвета, творчество, фантазию, мелкую моторику пальцев рук, «Елочка красавица», «Фрукты»

Накладная аппликация способствует развитию творчества, созданию образа из готовых деталей, развивает эстетическое восприятие, творческие способности, аккуратность «Платье для матрешки», «Божьи коровки» аппликация с элементами конструирования

Мозаика успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы «Весна», «на лужайке»

Обрывная аппликация Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной,»«Утята на прогулке», «Кораблик для Зайчика»

Формируя у детей умение, самостоятельно работать, творить, думать, фантазировать мы способствуем тому, что жизнь ребёнка становится более интересной, содержательной, насыщенной. Очень хочется, чтобы наши дети смотрели и видели мир глазами творца и созидателя.