Национальный костюм (Нидерланды, провинция Волендам). Национальный голландский костюм и отличительные особенности в разных регионах страны Испания: национальный костюм в ритме фламенко

На момент начала игры на дворе стоит 1566 год. Антверпен всё ещё является одним из самых крупных портовых городов Нидерландов, здесь процветают искусство, корабельное дело, промышленность. По всей стране уже прошла реформация , и большинство населения исповедует кальвинизм. Кальвинизм оказал огромное влияние на экономическое и политическое развитие всей Европы того времени. И, как отражение внутреннего мира и характера людей, костюм просто не мог не претерпеть свою собственную реформацию.

В одежде горожан того времени прослеживается некоторое влияние Испании и Франции. Отгремела бургундская мода с её V-обрзными вырезами и высокими энненами. Недавние разноцветные средневековые одежды уступают место сдержанным в цветовом решении строгим платьям и камзолам, более отвечающим пуританскому кальвинистскому духу.

1. Одежда простолюдинов: крестьян, ремесленников и прочего пролетариата.
Совершенно ничего не меняется по сравнению с 15 веком (а также 14 и 13:)).
Те же бре, Т-образные рубахи и платья со шнуровками, что и всегда. Обратите внимание, что рукава зачастую нашивные, контрастного цвета. На голове носят эннены, шляпы-береты и соломенные широкополые шляпы. Передники у женщин длинные,
в пол. Мужчины и женщины носят жилетки. У женщин жилетки бывают на шнуровке.

Питер Брейгель Старший, "Крестьянский танец", 1568 год:

Питер Брейгель Старший, "Кокаиновая страна", 1567 год:

Саймон Бенинг, "Август". Тут голландские крестьяне изображены в очень характерных для голландцев соломенных шляпах. Носят такие шляпы и мужчины, и женщины, причём женщины одевают их на маленький чепец.

Питер Брейгель Старший, "Крестьянская свадьба":

2. Одежда простых небогатых горожан навроде продавцов, служанок, кухарок и проч. Женщины носят платья с цветными рукавами поверх нижней рубахи, жилеты, корсеты/корсажи, широкополые шляпы наравне с чепцами, большой популярностью пользуются платки на плечи. Воротники нижней рубахи как у мужчин, так и у женщин могут быть украшены воланами наподобие жабо (это самый характерный пример испанского влияния в одежде). Мужчины носят куртки-камзолы с короткими и длинными рукавами, со множеством пуговец.

Питер Артсен, "Торговка фруктами", 1567 год.

Иоахим Бекелар, "На рынке", 1564 год.

Питер Артсен, "Кухарка", 1559 год.

3. Горожане среднего достатка и состоятельные. Одевались очень скромно в отличие от французской моды того времени, модным было подчёркивать свою аскетичность, практичность, но в то же время и состоятельность. Кальвинистский настрой обязывал отказаться от воздушности, вычурности и многоцветности, но в то же время богатство говорило о богоизбранности человека и надлежало его демонстрировать.
Женщины: закрытая шея, высокие воротнички, корсеты, чёрные и просто тёмные платья, одно-два больших дорогих ювелирных украшения, забранные и спрятанные волосы под энненом или чепцом. Аккуратность, чистоплотность и томный взгляд.

Квентин Массейс, "Женский портрет", 1520 год:

Катерина ван Хемессен, "Портрет дамы", 1551 год:

Катерина ван Хемессен, "Портрет дамы с собачкой", 1551 год:

Мужчины: Очень популярны камзолы и широкие сверху штаны а-ля испанские. Камзолы могут быть с длинным, пристяжным и коротким рукавом. Непременно с воротником-стоечкой и множеством пуговиц. Жабо на рубахах. На головах - широченные береты из сукна или бархата, зачастую ничем не украшенные, но разноцветные и красивые. Носят пелиссоны самого разнообразного вида, чаще всего с V-образным вырезом, украшенные и утеплённые мехом.

Ян Госсарт, "Автопортрет" 1515-1520 гг.:

Ян Госсарт,"Портрет банкира", 1530 год:

Кристоф Амбергер, "Портрет мужчины с бородой", 1537 год.

Катерина ван Хемессен, "Мужской портрет", 1552 год:

Ян Госсарт, "Мужской портрет", ок.1530 год:

Вот так вполне мог выглядеть человек умственного труда на верфи:):

Квентин Мейссис, "Портрет молодого человека", ок. 1520:

Лукас ван Лейден, "Игра в карты", 1 пол. 16 в.:

Время прочтения:

Зачем грекам в бою нужны были помпоны на ботинках, что позаимствовали англичане у французов в битве при Ватерлоо и как головной убор стал признаком касты. Рассказываем истории происхождения ярких деталей национальных образов.

Боливия: котелок как признак касты

Широкая многослойная юбка, вязаная накидка и шляпа в стиле Чарли Чаплина - именно так одеваются боливийские чолиты. Никаких «тортов» с монисто и перьями, весящих больше конской сбруи, на голове. Боливийки скромны.

Чолитами традиционно звали женщин «низшей касты», индианок из племен кечуа и аймара, проживающих на территории Боливии и Перу. Они могли рассчитывать только на низкооплачиваемую работу, не имели права посещать рестораны и пользоваться такси. Ситуация переменилась, когда в 2006 году пост президента страны занял Эво Моралес - первый со времен испанской колонизации представитель коренного индейского населения, аймар. Теперь чолиты посещают любые приглянувшиеся им места и передвигаются на удобном транспорте, осваивают модельные подиумы, становятся журналистами и телеведущими. Но котелкам, полюбившимся им еще в 1920-х годах остаются верны.

Они могли рассчитывать только на низкооплачиваемую работу, не имели права посещать рестораны и пользоваться такси

По устоявшейся легенде, шляпы были тогда привезены из Италии для рабочих, но то ли оказались мужчинам малы, то ли просто не подошли. Предприимчивый торговец немедленно развернул рекламную кампанию: котелки, оказывается, обладали волшебным свойством - повышали рождаемость. Партия влет была раскуплена боливийками.

Великобритания: шапки как способ деморализации противника

Высокие лохматые шапки из медвежьего века и сейчас украшают головы королевской гвардии Великобритании, правда, только во время парадов и несения почетного караула. Первенство ношения этих головных уборов принадлежит французским гренадерам. Аксессуар считался одним из средств деморализации противника - шапка благодаря своим внушительным размерам увеличивала рост и так немаленьких вояк. Имело это и практическое значение: часто пули, которые посылались в голову, попадали в пустое пространство шапки.

Британцы вынесли этот своеобразный трофей из победоносной для них битвы при Ватерлоо - с наполеоновской армией в 1815 году.

Шапки королевской гвардии по-английски называются bearskin и действительно шьются из шкур североамериканского черного медведя. У офицеров они из более эффектного меха самца, у рядовых - самки гризли. Несмотря на то, что головные уборы часто передаются «по наследству» и служат чуть ли не сто лет, ежегодно требуется 50 - 100 новых шапок. Прислушиваясь к возмущению зоозащитников, министерство обороны пытается найти для гвардейской формы искусственную альтернативу, но пока что, как утверждают представители ведомства, синтетический мех не выдерживает конкуренции - мокнет, выцветает, встает дыбом и быстро теряет форму. Поэтому бравые гвардейцы Ее Величества продолжают в любое время года париться в своих роскошных головных уборах - 45,7 см в высоту и 3 кг веса.

Греция: ботинки с помпонами как средство для хранения

Эвзоны - «хорошо подпоясанные» - возникли как элитное подразделение греческой пехоты в начале XIX века. Сейчас так называют представителей президентской гвардии, несущих почетный караул у Могилы неизвестного солдата. Отбор в элитные войска ведется строгий. Кроме представительной внешности (рост не менее 187 см!) требуется недюжинная выносливость.

Для того, чтобы одеться в специальную форму, рядовым отводится 45 минут. Задача эта не из легких. Нужно надеть: белые шерстяные чулки, белую рубашку, шерстяную плиссированную юбку с 400 складками - фустанеллу, черные подвязки для гетр с кистями - кальцодеты, жилет, красную шапочку с кистью - фареон, ботинки с большими черными помпонами - царухи.

Помпоны тоже не просто украшение. Когда-то в них скрывали остро наточенные ножи.

Один ботинок весит около 3 кг и подбит 60 стальными гвоздями. Благодаря последнему обстоятельству каждый шаг эвзона сопровождает отличимый, придающий особенную торжественность происходящему звук. Помпоны тоже не просто украшение. Когда-то в них скрывали остро наточенные ножи. К наряду прилагается самозарядная винтовка.

Каждое воскресное утро в Афинах проходит парадная смена караула. В церемонии принимает участие весь состав роты эвзонов - около 150 человек. Под звуки национального гимна, часто на 40-градусной жаре, в шерстяной одежде, громко цокая ботинками с помпонами, президентская гвардия совершает торжественный путь из казарм на главную площадь города. Незабываемое зрелище.

Папуа - Новая Гвинея: футляр для пениса как способ выражения эмоций

Национальный костюм папуасов потряс мировую общественность весной 2017 года, когда представитель Папуа - Новой Гвинеи явился в нем на заседание Генеральной Ассамблеи ООН. Основу наряда составляла котека (фаллокрипт) - своеобразный футляр для пениса.

Обычно этот аксессуар делается из высушенного плода лагенарии, похожей на нашу тыкву, к которой во время роста привязывают тяжесть, чтоб вытянулась, и перевязывают шнуром для придания различных форм. Гаджет имеет две петли: одна надевается на пенис, другая охватывает торс. С их помощью котекой можно «управлять» - приподнимать или опускать.

Фаллокрипты могут иметь разные формы и размеры - соответственно заслугам. Мальчикам положены футляры длиной не более 20 см, не отличающиеся прихотливостью форм, зато старейшины имеют право носить котеки до 60 см.

Устройство многофункционально. Во-первых, оно является защитным. Во-вторых, показывает социальный статус. В-третьих, с их помощью выражают эмоции. Так, им машут перед врагом, вызывая на бой и демонстрируя свою свирепость. Фаллокрипты также заменяют удостоверение личности: по их форме можно определить, к какому племени принадлежит владелец. Например, племя яли предпочитает длинные и тонкие котеки, а у представителей тиома это целых два плода, пространство между которыми используют в качестве своеобразного кошелька - носят всякий мелочи. Котеки, украшенные перьями, бисером и ракушками, надевают во время торжественных церемоний и продают туристам в качестве сувениров.

Франция: фартуки как основа саперной формы


Каждый год 14 июля Франция празднует День взятия Бастилии. Военный парад, по традиции, открывают пионеры Иностранного легиона. Они все, как один, бородаты, на плече - топор. Дополняет нарядную белую форму кожаный рабочий фартук - непременная принадлежность сапера французской армии с 1747 года. Они и тогда были первопроходцами, шли впереди, с теми же топорами - чтоб ломать ворота вражеских крепостей. Исполняли обязанность нынешних инженерных войск: строили фортификационные сооружения, копали рвы, обезвреживали снаряды, обеспечивали переправы.

Фартук из толстой буйволиной кожи служил защитой от деревянной щепы и пороха, а в его карманах было удобно носить необходимые инструменты. Борода же считалась особой привилегией саперов, жизнь которых, как правило, была короткой. По традиции, ветеранам, прослужившим в Иностранном легионе 25 лет, вручались именные топор и фартук.

Нидерландский костюм находился в основном под влиянием французской моды, хотя чувствовались также веяния из Германии и Испании.
Еще в 16 веке нидерландский костюм сформировался на основе бургундских фасонов с использованием испанских и французских образцов и некоторых местных особенностей.
Позже, когда Нидерланды оказались под властью Филиппа II, в стране начинает распространяться испанская мода. Высшее сословие принимало ее неохотно. Во время деспотического правления Альбы цвета светлых нидерландских одежд потускнели, одежда стала однотонной и темной. Они утратили народный характер и постепенно превратились в испано-французские. Но высшее сословие эту моду отвергло, и в 17 веке нидерландский костюм вернул свою самобытность.

Мужской костюм

Мужской нидерландский костюм 17 века настойчиво избавлялся от испанских форм. Из него изгоняется все то, что неудобно и мешает движениям - прежде всего, подушкообразные панталоны и подбитые прокладками рукава.
Военные отказались от несовместимой с их ремеслом тесной, сковывающей движения одежды. Пышные панталоны еще какое-то время носили, но затем их перестали набивать, и они стали свободно падать до колен. В воинском костюме появились также короткие шаровары.
После 1620 г. штаны еще больше расширяются и нависают над коленями. Все подбивки в одежде исчезают.
Из нидерландского мужского костюма устраняются также ленты и кружева, характерные для французской моды. Костюм стал простым и удобным.
Перенятые у французов короткая курточка и юбка, модные во времена детства Людовика XIV, удлиняются. Куртка стала более легкой и удобной - длиной до талии и ниже, разделенная внизу на восемь частей; нижняя часть пришнуровывалась к куртке. Рукава также стали длиннее и шире, иногда разрезные, на пуговицах. Юбка-ренграв иногда стягивалась шнуром и заправлялась в высокие сапоги.
Верхний кафтан - прямой, свободный, длиной ниже колен. Чтобы длинные полы не цеплялись за широкие штаны, сзади на кафтане делался разрез, каждая пола внизу заворачивались кверху и концы ее соединялись вместе. Позже этот фасон заимствовали французы.
Нидерландцы любили собранные в складки кружевные отложные воротники, закрывающие грудь, плечи и спину, или отделанные кружевом отложные воротники с вырезом впереди, под которыми была видна рубашка.
Жесткий круглый стоячий испанский воротник «мельничный жернов», он же «трубчатый воротник», появившийся в Нидерландах во 2-й половине 16 века, вышел из моды только около 1630 г. Позже его носили только пожилые люди.
В 50-е-60-е гг. 17 века вместе с модой на длинные парики появился белый воротник «рабат»: сзади короткий, а спереди - с прямоугольными концами.

Женский костюм

Женский костюм 17 века, как и мужской, испытывал влияние французской моды.
Голландские женщины приспосабливали французские фасоны для себя, устраняя всякие крайности, непристойные по их мнению. Закрытый лиф дополнялся косынкой. Шея и грудь также прикрывались воротниками и пелеринами из тонкой ткани, отделанными кружевом.
До середины 17 века в моде были высокие кружевные воротники.
Закрытая роба с небольшим шлейфом скромно отделывалась бантами и кружевами. Внешний вид голландского женского костюма был очень элегантен, что сказывалось и в характере шнуровки, в покрое рукавов, в прическе.
Юбка уже не поддерживалась каркасом и толстыми подкладками на бедрах, а падала свободными складками.
Пышные рукава украшались разрезом от локтя до запястья, сквозь который была видна цветная подкладка, и перехватывались лентами, образовывая пышные буфы.
Женские платья шились из сукна, шелка, бархата и полотна, которое считалось довольно ценным.
Нарядные бархатные и шелковые дамские платья имели шлейфы, богато отделывались кружевами, вышитой каймой, украшались золотом, кораллами, драгоценными камнями. Кружева были особенно модными, и ими украшали воротники и манжеты.
Дамский костюм нередко дополнялся бархатной муфтой.

на женщине: юбка с райфроком и воротник "мельничный жернов"

на мужчине: вамс с воротником "голимья"

на мужчине: дворянский костюм

на женщине: атласное платье для приемов

на женщине: выходное платье

на мужчине: костюм военного

Обувь

Мужчины носили башмаки на каблуках, иногда с длинными узкими язычками, а также сапоги.
В 17 веке вместо длинных сапог с высокими голенищами появились более мягкие, чаще всего доходящие только до середины икр. Их отвороты нередко украшались дорогими кружевами. Для верховой езды надевали сапоги с высокими каблуками.

Прически и головные уборы

Знатные нидерландцы в 17 веке носили длинные волосы и парики, а также острые бородки.
Мужским головным убором была шляпа с низкой тульей и неширокими полями, а затем и широкополая шляпа с перьями.
Женская прическа из собранных в тугой узел волос сменилась длинными, свободно уложенными волосами. Их разделяли на прямой пробор, по обеим сторонам лица спускали короткие локоны, а сзади заплетали косы и укладывали их в узел, перевитый ниткой жемчуга. Многие дамы обрамляли лоб короткими локонами. К такой прическе очень шла мягкая широкополая шляпа с развевающимися страусовыми перьями.
Носили женщины чепцы, или накидывали на голову покрывало, а сверху надевали плоскую круглую шапочку с торчащей из нее кистью.

Источник - "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян

Шедевры русского национального костюма

Изначально русский национальный костюм был обычным предметом быта, сейчас же — часть национального достояния, вид искусства. У русской народной одежды длинная история, ей не менее 1000 лет.

Девичий головной убор: повязка. Архангельская губерния. Вторая половина 19 в. Женский головной убор: кокошник. Центральные губернии. 19 в. Девичий головной убор: повязка. Верхнее Поволжье. Первая половина 19 в.

Несмотря на общую культурную и этническую основу, русский национальный костюм сильно отличался в зависимости от региона, в котором его носили.

Женский головной убор: повойник. Рязанская губерния. Начало 20 в. Женский головной убор: сборник. Северные губернии. Вторая половина 19 в. Женский головной убор: сорока. Воронежская губерния. Конец 19 - начало 20 вв

В каждом районе преобладали свои особенности, нашивки, длина, комплект. Одежда даже соседних областей могла кардинально различаться.

Женская верхняя одежда «Одежина». Нижегородская губерния. 19 в. Женский народный костюм. Нижегородская губерния. 19 в. Костюм девичий. Тульская губерния. Конец 19 - начало 20 в.

Невзирая на такое «областное» различие, в русском гардеробе есть ряд сходств. Вся одежда имела четкое разделение на праздничную и повседневную, на ту, что полагалась замужним и женатым, и ту, что носили свободные девушки и парни.

Костюм «мамки». Санкт-Петербург. Конец 19 - начало 20 вв. Костюм девичий праздничный. Северные губернии. Начало 19 в. Костюм казачки праздничный. Урал, г. Уральск. Конец 19 - начало 20 вв

Основа национального русского наряда — рубаха. Как и вся остальная одежда, она делилась на повседневную и праздничную, были рубахи для обычного выхода на улицу и для работы, для свадьбы и для похорон. Рубахи носили все: и мужчины, и женщины, с рождения и до самой смерти.

Костюм женский праздничный. Верхнее Поволжье. 19 в. Костюм женский праздничный. Тверская губерния Вторая половина 19 в. Костюм женский. Воронежская губерния. Конец 19 - начало 20 вв.

На севере и востоке России девушки на рубаху надевали сарафан, а на юге и западе — понёвы, своеобразные запашные юбки. Кстати, понёвы гораздо древнее сарафанов и именно они являются исконно русским женским одеянием. На юге еще с древнейших времен сохранился обряд, в котором созревшую девушку одевают в понёву, так она дает всем понять, что может быть просватанной.

Костюм женский. Орловская губерния. Вторая половина 19 в. Костюм женский городской в народном стиле. Россия. Конец 19 в. Костюм женский. Рязанская губерния. Вторая половина 19 в.

На сарафаны, понёвы, рубахи женщины надевали душегрейку - что-то вроде распашного пиджака-куртки или жилета без рукавов. В таком наряде девушки становились объемными и широкими. И именно это больше всего ценилось. Чем больше и дороднее выглядела крестьянка, тем здоровее она считалась.

Косынка «головка». Нижегородская губерния. Вторая половина 19 в. Платье крестьянки, городского типа. Верхнее Поволжье. Начало 20 в. Платок головной Россия. Вторая половина 19 в.

Головных уборов было большое количество: помимо всем известного кокошника были кички, повойники, сороки, убрусы, шапочки. Молодым девушкам полагалось оставлять волосы открытыми, часто они украшали косы пушками, белыми шариками из гусиного пуха, замужним матронам полагалось закрывать голову полностью, отсюда такое «головное» разнообразие.

Костюм крестьянки, городского типа. Архангельская губерния. Начало 20 в. Костюм крестьянки. Вологодская губерния. Конец 19 в. Костюм крестьянки. Курская губерния. Конец 19 - начало 20 вв

Ближе к XX веку большое количество сложных уборов заменилось фабричными повойниками, а затем и платками.

Девичий головной убор: венец. Архангельская губерния. Вторая половина 19 в. Девичий головной убор: венец. Северо-западный регион. Первая половина 19 в. Девичий головной убор: коруна. Вологодская губерния. Вторая половина 19 в.

У мужчин все гораздо проще. И богатый, и бедный одет в цветастую рубаху-косоворотку (рубаху с вырезом сбоку) и портки, зауженные книзу штаны. Рубаха на талии опоясывалась расшитым пояском — гашником. А дополняет портрет русского щеголя войлочный колпак.

Женский головной убор: кокошник. Верхнее Поволжье.19 в. Женский головной убор: кокошник. Псковская губерния. Вторая половина 19 в. Женский головной убор: кокошник. Тверская губерния. 19 в.

Национальная обувь не ограничивалась лаптями, (хотя и они были разнообразными: пятерики, шестерики, семерики). Плели чуни (веревочные лапти), кожаные поршни и чёботы (короткие полусапожки), кто побогаче носил сапоги, зимой — валенки.

Девичий головной убор «Ленка». Россия. 19 в. Кошелек. Конец 18 в.

Все предметы русской одежды ярких цветов: синего, зеленого, желтого, белого. Но излюбленным всегда оставался кумачово-красный. Красной нитью вышивали и вплетали узоры: свастики, солярные символы, животных, беременных женщин — которые в славянской культуре имели чрезвычайное значение.

Девичий головной убор: венец. Костромская губерния Начало 19 в. Кошелек в форме кувшинчика. Россия. Вторая треть 19 в

Эта вышивка была обереговой и несла в себе определенную информацию. Так, по красной вязи на оплечье рубахи можно было определить, из какого рода носящий её человек, а по тканному узору гашника узнать, какой языческий бог покровительствует хозяину пояса.

Женский головной убор: позатылень. Южные губернии. 19 в. Костюм женский. Архангельская губерния. Вторая половина 19 в.

Все это, разумеется, пришло еще с дохристианских времен, но, передаваясь из поколения в поколение, сохранилось и не вытеснилось христианством.

Слева направо: Платок. Нижегородская губерния. Вторая половина 19 в. Костюм крестьянки. Смоленская губерния. Конец 19 в.

Народная одежда не менялась столетиями, ведь и самого понятия моды как такового не было. Кардинальные перемены в русском костюме произошли только после указа Петра в XVIII веке, когда за ношение национальной одежды взимался штраф.

Кошелек в форме кувшинчика. Женский головной убор: кокошник Костромская губерния. Конец 18 - начало 19 в. Костюм девичий праздничный: сарафан.

Если раньше русский наряд был повсеместным (конечно, он отличался в разных сословиях), то с реформ Петра сарафаны, рубахи-вышиванки и лапти остались только в сундуках крестьян.

Верхняя одежда крестьянки. Тульская губерния. Начало 20 в. Шаль. Московская губерния Россия. 1860 -1880-е гг. Верхняя одежда крестьянки: «шубка». Курская губерния. Конец 19 - начало 20 вв.


Ожерелье. Россия. Вторая половина 19 в. Серьги. Россия. Вторая половина 19 в.


Женский праздничный наряд. Середина 19 в. Нижегородская губерния. Женский праздничный наряд. 18 в. Девичий праздничный наряд. Конец 19 — начало 20 в. Заонежье, Олонецкая губерния


Женский праздничный наряд. Конец 18 — начало 19 века. Свадебный наряд. Конец 18 — начало 19 века. Шенкурский уезд, Архангельская губерния. Наряд «повязочницы». 19 век. Архангельская губерния.


Женский праздничный наряд. Конец 19 века. Бирюченский уезд, Воронежская губерния. Рубаха-покосница. 19 век. Ярославская губерния. Женский праздничный наряд «штофный». Вторая половина 19 века. Село Чернуха, Арзамасский уезд.


Женский демисезонный костюм, начало 20 века, Вологодская область. Праздничный костюм, конец 19 века — начало 20 века, Бурятия, Тарбагатайский район, село Большой Куналей. Женский праздничный костюм, конец 19 века, Новгородская область, Пестовский район, село Осипово


Костюм девичий, начало 19 века, Воронежская область, Бутырлинский район, село Клеповка. Женский костюм, конец 19 — начало 20 века, Белгородская область, Алексеевский район, село Подсереднее. Женский праздничный костюм, конец 19 — начало 20 века, Тверская область, Ржевский район, деревня Домашено


Женский праздничный костюм, вторая половина 19 века, Липецкая область, Данковский район, село Перехваль. Женский костюм, конец 19 века, Вятка. Девичий костюм, середина 19 века. Архангельская область, Поморский район (ранее Архангельская губерния, Летний берег Белого моря)


Праздничный костюм, вторая половина 19 века, Курская область, Белевский район, деревня Белица. Женский костюм, вторая половина 19 века, Брянская область, село Дорожово. Костюм невесты, конец 19 века, Орловская область, Новосильский район, село Сороки.

Правда красивые наряды? А вам какой больше понравился?